Ранние сведения
о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Согласно
"Повести временных лет", князь Владимир Святославович совершил
попытку создать в 980 году общегосударственный пантеон в Киеве, на холме вне
княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса,
Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Главными божествами пантеона были
громовержец Перун и "скотий бог" Велес, противостоявшие друг другу
топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса — внизу, возможно, на
киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун — бог княжеской
дружины, Велес — всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского
пантеона — Мокошь — связан с характерными женскими занятиями (особенно с
прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют
отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с
ветрами, Даждьбог и Хорс — с солнцем, Сварог — с огнем. Менее ясен последний бог
пантеона Симаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным
из иранской мифологии, другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь
богов пантеона. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при
анализе закономерности перечисления богов в летописных списках: обнаруживаются
связи Перуна с Велесом, Стрибога с Даждьбогом и Сварогом, периферийное место
Симаргла или Мокоши. Принятие Владимиром христианства в 988 повлекло за собой
уничтожение идолов и запрет язычества на Руси и его обрядов. Тем не
менее, языческие пережитки сохранились. Помимо богов, входивших в пантеон,
известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более
поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род)
или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее
надежных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями так
называемой "кабинетной мифологии".
Источник: http://dom4u.narod.ru/dec/0211/mif.htm |