Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный
иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и
явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными
сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и
личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
Символ тесно связан по происхождению и принципам образного
претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие,
например, от образного параллелизма или сравнения (эти иносказательные образы,
как правило, состоят из двух частей, то есть двучленны), образ-символ является
одночленным. В символе, опять-таки в отличие от образного параллелизма и
сравнения, тождество или сходство с другим предметом или явлением не является
очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.
В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он
допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации.
Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением
слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или
метафорических иносказаний, из которых он складывается.
Символический образ может возникнуть как результат
использования самых разнообразных образных средств: метафор, образных
параллелизмов, сравнений. В некоторых случаях образ-символ создается без
использования каких-либо других видов иносказаний.
В отличие от аллегории, символический образ не имеет
прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные
ассоциации с широким кругом явлений.
Образы-символы широко используются в литературных
произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов
способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание
символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в
истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют
смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских
«подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.
Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы
разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть
многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.
Во многих произведениях Лермонтова символами часто становятся
явления природы. Символизация — излюбленный прием поэта-романтика,
размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни.
Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко...»), одинокий старый
утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой...»)
— символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения.
«Тучка золотая» — символ недолговечного счастья, которое заставляет человека
страдать.
Емким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в
котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв»,
созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря,
«родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным
соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и
красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с
барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и
несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.
Символизация, создание символов на основе самых
разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы. Однако и
писатели-реалисты используют символы, создавая многозначные образы-обобщения,
связанные с различными сторонами жизни людей.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в ключевые моменты
духовных исканий героев автор создает образы-символы, проясняющие отношение
героев к жизни, помогающие понять их самопознание или прозрение. Например,
раненный в битве под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «бездонное синее
небо». Символ неба здесь — одновременно символ психологический, проясняющий
состояние души героя, и символ философский, выражающий отношение писателя к
жизни, понимание ее бездонной глубины и множественности целей, которые могут
возникнуть у человека и человечества.
Образ-символ вишневого сада — основа пьесы А.П.Чехова
«Вишневый сад». Этот символ раскрывает представления персонажей и автора о
жизни, о судьбе, о времени, становится образным «эхом» духовного мира героев.
Кроме того, вишневый сад — философский символ, который подчеркивает связь
времен, взаимопроникновение различных пластов жизни, судеб бывших и новых хозяев
сада, молодого поколения, устремленного в будущее.
Можно выделить два
основных типа символов.
К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в
культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели
используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному
читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые
оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении.
Такими «культурно-историческими» символами являются
образы-символы «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба»,
«метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и
многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои,
сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из
Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ
Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца,
спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции,
которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые
вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником
новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты.
Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без
опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых
отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений.
Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П.Чехова, барса в поэме М.Ю.Лермонтова
«Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С.Пушкина
«Брожу ли я вдоль улиц шумных....» и «Когда за городом, задумчив, я брожу...»,
бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Особенно часто индивидуальные символы создавались русскими
писателями-символистами, считавшими их не просто одним из видов иносказательных
образов, а важнейшей категорией художественного мировоззрения. Например, в
поэзии А.А.Блока, который широко использовал традиционные символы («роза»,
«крест», «щит», София, Царица, Прекрасная Дама и т. п.), основное место
занимают именно индивидуальные символы, созданные поэтом.
Прекрасную Даму ранних стихотворений Блока сменяют
Незнакомка и Снежная Дева, образ-символ «отрока, зажигающего свечи» сменяется
образом-символом человека, «пригвожденного к трактирной стойке», спасающегося в
винном угаре от ужасов и соблазнов «страшного мира». «Страшный мир» — один из
самых емких и значительных символов в поздней лирике Блока. Этот образ возникает
как итог символического осмысления поэтом всего, что он видит в окружающем мире
и в себе самом. В лирике Блока от стихотворения к стихотворению, от цикла к
циклу развертываются образы-символы пути, дали, движения, «кольца
существованья»: они выражают представления поэта о вечном и преходящем в жизни
людей, о его судьбе и судьбах мира, создают «миф» о человеке и времени.
Представления о символе у русских писателей-символистов
конца XIX — начала XX в. не совпадают с традиционными. Для них символ был не только
художественным образом, способным выразить обобщенные представления о мире и
человеке. Символ для них — важнейший «инструмент» в их особом способе
постижения реальности. Это средство познания-проникновения в мир мистических
«сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей».
Символ рассматривался писателями-символистами в одном ряду с такими
эстетическими категориями, как «прекрасное», «безобразное», «трагическое»,
«комическое». Но и широкое эстетическое восприятие символа казалось
недостаточным. Многие символисты считали символ категорией «сверхэстетической»,
категорией мировоззрения, элементом мифологического восприятия мира.
Источник: http://writerstob.narod.ru/termins/c/cimvol.htm - Словарь литературоведческих терминов |